Антиалкогольная кампания. Протестов не будет: россияне и сами знают, что пьют слишком много

ПРАЙМ-ТАСС, 10.09.09

Алкоголизм в России превратился в стихийное бедствие, признали власти, и выразили намерение осложнить жизнь тем, кто любит выпить, а также тем, кто спиртное населению продает.

В настоящий момент в Госдуму внесен законопроект, имеющий целью запретить розничную продажу пива в палатках, ларьках, контейнерах, с рук, и т.д. Автор инициативы - депутат Государственной думы Антон Беляков, и это не последний законопроект, который депутат планирует посвятить борьбе с алкоголизмом в России. В том, что законопроект поддержат, А.Беляков не сомневается - ведь и премьер Владимир Путин, и президент Дмитрий Медведев неоднократно публично призывали к принятию мер по борьбе с пьянством.

Напомним, в середине августа на сочинском совещании, посвященном мерам по снижению потребления алкоголя в России, глава государства признал, что алкоголизм превратился в национальное бедствие. Власти, разумеется, не сидели сложа руки: ужесточались условия производства, вводились ограничения на рекламу спиртного, ужесточено наказание за вождение автотранспорта в нетрезвом виде. Воз и ныне там, подвел итоги кропотливого труда Д. Медведев, имея в виду данные Минздравсоцразвития, согласно которым в России на каждого человека, включая младенцев, в настоящее время в год приходится около 18 литров чистого алкоголя. Тогда как по нормам Всемирной организации здравоохранения, предельный уровень, за которым начинается деградация личности, составляет 8 литров. Д. Медведев подсчитал, сколько бутылок водки составят российские 18 л, и у президента захватило дух. Ужасает главу государства и ситуация употреблением слабоалкогольных напитков - например, пива. Подростки чересчур увлеклись употреблением пенного напитка, забывая о том, что это может привести к алкогольной зависимости в достаточно короткий срок. По данным А. Белякова, "пивной алкоголизм" в России сильно помолодел, ведь средний возраст, когда россиянин пробует пиво, - 10 лет.

Несмотря на то, что в России запрещена продажа алкоголя лицам младше 18 лет, "это требование часто игнорируется, чего не было в советские времена", отметил Д.Медведев в Сочи.

Ожидает ли Россию кампания, аналогичная антиалкогольной кампании Горбачева? Судя по всему - нет. Президент признает, что попытки борьбы с пьянством 1980-х годов в СССР удачными не были. "Ряд дурацких запретов и законодательные ошибки привели к возмущению населения", - так охарактеризовал их Д.Медведев. Глава государства предложил ряд мер, способных улучшить ситуацию. По его словам, необходимо "навести порядок в работе розничных сетей и торговых точек и ужесточить ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним".

Именно наведением порядка в работе торговых точек занялся А.Беляков, возмущенный свободной продажей пива несовершеннолетним. Вообще, пивной разгул поражает депутата своим масштабом, ведь с момента вступления в силу "закона о пиве" в 1995-м году, потребление этого напитка в России выросло с 15 л на душу населения до 80 л, говорит статистика. Средний возраст "пивного алкоголика" в России - ниже 30 лет. Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" исключил пиво из перечня алкогольной продукции и наделил производителей разнообразными преференциями. Несправедливость законов рынка является второй причиной, по которой А. Беляков выступает за запрет "палаточных" пивных продаж. Ссылаясь на зарубежный опыт, автор инициативы указывает на тот факт, что нигде, ни в одной стране мира, нельзя купить пиво в палатке.

Автор законопроекта полагает, что подобная мера вряд ли способна причинить ущерб малому бизнесу, а вот спасти многих подростков от ненужного пристрастия вполне в состоянии. Кто является основным покупателем пива в ларьках и палатках? Подрастающее поколение, считает А.Беляков, стремящийся "отправить" пиво в сетевые магазины, где контролировать возраст покупателя куда проще.

Депутат ссылается на опыт прошлой антиалкогольной меры, когда была запрещена продажа водки и крепких спиртных напитков в киосках. Промышленность ничего не потеряла, убежден А. Беляков, продажи не снизились. Крепкие напитки просто стали покупаться в магазинах. Что касается ситуацией с продажей пива, то от запрета торговать в киосках, потери, к счастью, будут. Ориентированный на подростков бизнес потеряет своего потребителя, надеется депутат, обещающий, кстати, появление и других инициатив: запрет рекламы пива на телевидении и повышение допустимого возраста продажи пива с 18 до 21 года, усиление ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним.

Президент, в свою очередь, полагает, что предложения по распространению принципов регулирования в отношении крепких напитков на слабоалкогольные "требуют тщательного анализа, достаточно подробного обсуждения". Касается это не только запрета на продажу спиртного вблизи школ, досуговых центров, спортивных сооружений, и ограничений на рекламу... Стоит обсудить возможность распространения на производителей пива и слабоалкогольных напитков общих принципов регулирования и те же ограничений, которые применяются в отношении производителей крепких напитков. Речь идет о повышении акциза на пиво, слишком дешевого в настоящий момент, и необходимые поправки в Налоговый кодекс уже существуют.

Между тем западные СМИ довольно скептично оценили перспективу борьбы с пьянством в России. The Los Angeles Times полагает, что доброй службы властям это не сослужит. "У России можно отнять очень многое - деньги, империю, территорию, но бутылку - невозможно", - полагает автор текста об эпическом русском пьянстве. По мнению издания, россияне еще помнят инициативу Михаила Горбачева, в результате реализации которой цены на водку поднялись, и в ход пошли некачественный алкоголь и суррогаты.

Между тем А.Беляков поделился радостной новостью: по данным ВЦИОМ, население положительно относится к антиалкогольной кампании. В числе наиболее популярных мер по борьбе с пьянством лидируют запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года - 63 проц, запрет рекламы алкоголя, в т.ч. слабоалкогольных напитков - 57 проц, пропаганда здорового, трезвого образа жизни - 47 проц.

Таким образом, в целом можно говорить о положительном отношении россиян к предлагаемым мерам. А.Беляков настроен оптимистично и считает, что поправки пройдут и будут поддержаны в Госдуме. Единственное, чего опасается депутат, так этого возможности превращения антиалкогольной программы в "кампанейщину". "Нужны не сиюминутные реакции, а спланированная долгосрочная программа", - говорит он. Нужна пропаганда, нужны досуговые меры, убежден А.Беляков, еще помнящий о силе идеологической составляющей. На то, чтобы исцелить Россию от пьянства, нужны годы, в конце концов. "Трезветь" нужно начинать с родителей, и тогда дети не будут заполнять свой досуг пивными посиделками.

Статья

статистика
Конструктор сайтов - uCoz